gerboktregion Coat of arms of Yugra Khanty Mansia.svg
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения

Автор: Нигашева А.С.. Опубликовано в Прокуратура сообщает

Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения входят в систему профилактики.

Именно образовательное учреждение ключевое звено в системе профилактики раннего выявления жестокого обращения с несовершеннолетними.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ образовательные учреждения выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

Характер повреждений при физическом насилии:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног, а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • повреждения внутренних органов травматического характера;
  • на голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, кровоподтеки.

На неслучайный характер травм может указывать:

  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
  • наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
  • появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Характерные особенности поведения родителей или законных представителей, по которым можно предположить использование физических мер воспитательного воздействия:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание внести ясность в происшедшее;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;
  • неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки:

  • отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;
  • склонность к поджогам;
  • стремление скрыть причину повреждения и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;